Профессор Фекете и сигнал начала Армагеддона Когда профессор Антал Э. Фекете (Antal E. Fekete) начал читать лекции по австрийской теории экономики в Венгрии весной 2007 года, глобальная экономика еще не испытала краха предсказанного австрийским экономистом Людвигом фон Мизесом (Ludwig von Mises) более полувека назад:
Нет способа избежать окончательного краха бума, вызванного кредитной экспансией. Альтернатива есть лишь в следующем: случится ли кризис раньше в результате добровольного прекращения кредитной экспансии или позже как катастрофа всей валютной системы в него вовлеченной.
Human Action, a Treatise on Economics, Ludwig von Mises (Fox & Wilkes, 4th rev. ed., 1963)
Эра беспрецедентной и непрекращающейся кредитной экспансии, начавшаяся в США в 80е гг., пришла к концу в августе 2007 года, когда мировые кредитные рынки замерзли, породив экономический кризис, чья суровость потрясла всех кроме тех, кто его ожидал.
Одним из тех, кто предвидел его начало, был Питер Ворбертон (Peter Warburton). В своей замечательной книге «Долг и Заблуждения» (Debt & Delusion), опубликованной в 1999 году, Ворбертон предупреждал, что изменения в нашей финансовой системе маскируют глубинные искажения, которые в один прекрасный день дадут о себе знать, бешено растущие цены активов неожиданно рухнут, и что мы совершенно не представляем тех опасностей, которые нам угрожают.
Ворбертон не придерживался «австрийских» экономических взглядов и не верил в неизбежный крах финансовых рынков, накачиваемых излишними кредитами. Он полагал, что денежная система, основанная на долге и кредитные агрегаты, контролируемые центральными банками, являются ключевыми компонентами современной экономики.
В 2001 году он написал следующее:
«В то время мы называли себя международными монетаристами и у нас была модель, которая определяла уровень инфляции исходя из темпов роста объема денежной массы с длинными и варьирующимися лагами… Мы были уверены, что если власти смогут регулировать рост предложения денег, все будет в порядке».
А затем он добавил:
«Как же мы ошибались».
Вклад Ворбертона
Вклад Ворбертона в современный экономический дискурс коренится в тех его убеждениях, которые он теперь критикует. Его ослепительные прозрения – это прозрения того, кто когда-то сам был незряч.
Фундаментальный труд Ворбертона «Долг и Заблуждения», опубликованный в 1999 году, объясняет, что пошло не так. Его анализ того, как изменилась роль банков и правительства в области эмиссии кредита очень проницателен и, если австрийская школа экономики предлагает панорамный вид современного кризиса, то книга Ворбертона – это взгляд сквозь лупу ювелира, увеличенное изображение слепоты тех, кто делает вид, что видит.
«ведущие экономики…оказались в плену опасной иллюзии, относящейся к анархическому развитию рынков кредита и капитала. …тезис здесь очень простой: как граждане так и правительства оказались в зависимости от заемных денег и больше не заботятся о последствиях».
Ворбертон выставляет на показ многие заблуждения современных экономистов, например, сдерживание инфляции центральными банками – то, что Пол Самуэльсон (Paul Samuelson) и Бен Бернанке (Ben Bernanke) называют «великой умеренностью», которая, на самом деле, ни что иное как общая иллюзия, фатальная ошибка, чьи последствия нам еще лишь предстоит испытать сполна.
Правда – это угроза их власти
Первое издание «Долг и Заблуждения» было распродано, как и подобает элегантно написанной книге с уникальным видением проблем. Обычная практика издателей – выпускать второе и третье издания сразу после продажи первого, чтобы полностью удовлетворить читательский спрос. Но, несмотря на то, что книга была распродана, ее второе издание так никогда и не было выпущено в свет.
«Долг и Заблуждения» разделило судьбу другого выдающегося монетарного труда под названием «Будущее денег» (TheofFutureofMoney), Century/Random House 2001 Бернарда Литаэра (Bernard Lietaer). У автора отличная репутация в мире финансов и экономики. Литаэр консультировал ведущие американские и международные компании по монетарным вопросам и был однажды назван журналом BusinessWeek лучшим валютным трейдером мира.
Таким образом, его критика современной финансовой системы должна восприниматься серьезно. И она куда более фундаментальна, чем труды Ворбертона и экономистов австрийской школы. В своей книге Литаэр делает мишенью саму систему денег, и в особенности американский доллар и предупреждает о том, что: «…Если не будут приняты меры, то есть 50% вероятность, что в следующие 5-10 лет мы увидим долларовый кризис, который перерастет в глобальный крах».
Хотя книга и написана на английском и издана Random House, самым большим в мире англоязычным издательством, она никогда не продавалась в Америке и, несмотря на то, что первой издание было распродано, второе никогда не увидело свет.
Совпадение это или нет, но книга с таким же названием написанная другим автором Бенджамином Коэном (Benjamin J. Cohen), была издана Princeton University Press и содержала позитивное мнение о судьбе доллара.
Мао как-то сказал, что власть исходит из ружейного дула. Но на Западе последние 250 лет она исходит из способности банкиров эмитировать деньги, основанные на долге, и эту привилегию легко из рук не выпустят и не позволят сделать публичными ее слабости и недостатки.
Сигнал начала Армагеддона
На сессии Института Золотого Стандарта (GoldStandardInstitute), проходившей в Венгрии в марте 2010 года, Сандип Джайтли (Sandeep Jaitly) рассказал об истоках и нюансах расчетов базиса и со-базиса, двух элементов, которые он использует для прогнозирования движений цен на золото.
Именно Ворбертон впервые обратил внимание Джайтли на труды профессора Фекете, а тот в свою очередь посоветовал Джайтли изучать базис. Как профессор так и Джайтли с огромным уважением относятся к теориям австрийского экономиста (в прямом и переносном смысле. – Ред.) Карла Менгера (Carl Menger). На конференции профессор Фекете огласил программу занятий, которая включает в себя изучение идей австрийских экономистов и, в том числе, Менгера.
Джайтли считает, что нет лучшего сигнала, чем золотой базис для прогнозирования грядущего сброса бумажных активов. Базис и есть сигнал Армагеддона - знак того, что достигнута точка невозврата.
Деньги, власть, элиты и евро
Евро – это попытка европейских элит повторить 250 лет англо-американского владычества, базирующегося на эмиссии дискретных валют центральными банками. Они намеревались сравнять положение Европы и Америки.
К концу XX столетия растущая слабость доллара стала очевидной. С 1971 конвертация доллара в золото была прекращена, давая Европе возможность создать свою собственную валюту. Но с момента своего рождения у евро были дефекты, но они были игнорированы власть имущими, ослепленными желанием достичь свои политические цели.
В своей книге Ворбертон усомнился в достижимости целей, поставленных создателями еврозоны:
«…Решимость политической элиты создать единую европейскую валюту заглушила голоса противников этого предприятия… Однако, серьезность обязательств взятых этими политиками от имени их избирателей станет полностью очевидной лишь через некоторое время.
…Их убедили в том, что экономические аспекты их жизни станут более понятными, а единая валюта укрепит позицию Европы на мировой арене… Но в действительности под угрозу была поставлена политическая независимость стран участниц этого смелого проекта… Способность и желание стран членов еврозоны исполнять свои фискальные обязательства следует рассматривать в свете их прошлых бюджетных ошибок и тяжелого бремени обслуживания долгов». стр. 230, 233
Но элиты стран членов зоны евро не желали слышать о возможных проблемах, ведь у них были устоявшиеся планы, а доводы, ставящие такие планы под сомнение, редко серьезно анализируются.
Европейские элиты были правы, считая англо-американскую империю уязвимой, но ошибались, в своей надежде на то, что евро станет основой для значимой ей альтернативы, ибо и евро и доллар не были обеспечены золотом.
Теперь уже ясно, что главным препятствием для создания евро с золотым обеспечением стала бы позиция Америки. В «Будущем денег» Литаэр упоминает неприятие Америкой любой новой глобальной резервной валюты. Ведь доллар – это основа американского владычества, также как фунт был основой владычества Британии.
Основой англо-американского господства была дискретная валюта с золотым обеспечением. Но в 1930х Англия уже не могла сохранять золотое обеспечение, а Америка потеряла эту связь в 1971 году. Я подробно описываю то, как Америка потеряла свой капитал в погоне за империей, в погоне, стоимость которой будет куда больше, чем ценность любых благ и преимуществ, даруемых империей, в своих «Сказках путника» TheTraveler’sTale (2005), см. здесь
http://www.drschoon....yTalesRedux.pdf .
Война Запада с золотом
«Начиная с 1971 года, когда золото перестало служить якорем для западных валют, западные Центральные банки развернули кампанию по защите своих дискретных валют от роста цены на золото, нефть и другие ресурсы, который бы открыл глаза на падающую ценность их бумажных денег».
В своей статье, написанной в 2001 году, Питер Ворбертон умело описывает и объясняет то, что для большинства все еще остается загадкой, а именно причины, по которым западные элиты манипулируют рынком золота.
Его статья объясняет причины того, почему Комиссия по торговле ресурсными фьючерсами (USCommodityFuturesTradingCommission (CFTC)) в апреле 2010 года игнорировала обвинения в манипуляции рынками серебра и золота. Центральные банки и CFTC прекрасно знают о манипуляциях, ведь они сами за них ответственны и Ворбертон объясняет нам почему:
«Мы сегодня наблюдаем битву между центральными банками и крахом финансовой системы, которая ведется на двух фронтах. С одной стороны, Центральные банки руководят созданием дополнительной ликвидности для впрыскивания в финансовую систему с целью сдерживания угрозы долговых дефолтов, которые бы неизбежно произошли. С другой стороны, они науськивают инвестиционные банки и других участников процесса делать ставки против роста цены на золото, нефть, промышленные металлы, пищевые ресурсы и все другие активы, которые могут играть роль индикатора действительной ценности. Их цель – лишить независимого наблюдателя возможности использовать какое-либо надежное мерило, с которым можно сравнить тающую ценность, как американского доллара, так и любой другой бумажной валюты. Они также лишают инвестора возможности защититься от хрупкости финансовой системы с помощью перехода в свободно торгующийся рынок для нефинансовых активов.
Важно осознать то, что Центральные банки поняли, что битва на втором фронте куда легче, чем на первом. В ноябре 2000 года я оценил приблизительную стоимость общемирового объема долговых инструментов по данным на середину 2000 года в $90 трлн. Каков объем капитала необходимый для контроля над рынками золота, нефти и других ресурсов? Скорее всего, не более $200 млрд., если использовать деривативы. Более того, Центральным банкам нет нужды вести эту войну своими руками, хотя то, что они активно продают золото и отдают его в лизинг, помогает искажать рынок. Большинство инвестиционных банков мира создали такое огромное плечо на свой капитал, что, проиграй Центральные банки битву на первом фронте, их акции мгновенно обесценятся. Их судьба тесно переплетена с судьбой Центральных банков и поэтому инвестиционные банки охотно борются с повышением цен на золото, нефть и ресурсы.
Центральные банки и особенно Федеральная Резервная Система применяют самую тяжелую артиллерию в борьбе с системным коллапсом. Это было и остается их главной заботой последние семь лет. Их первоочередная задача – не дать частному рынку облигаций закрыть двери для новых заемщиков и тех, кто пытается рефинансировать, а также не допустить технического перелома в индексе Доу. В момент, когда корпоративные прибыли падают чрезвычайно важно поддерживать функционирование долговых рынков. А для того, чтобы сохранить уровень капитализации сектора домохозяйств и не разочаровать ожидания будущих доходов, следует держать на плаву фондовый рынок. Пока эти задачи выполняются, ценность американского доллара по отношению к другим валютам также модно стабилизировать, несмотря на огромный торговый дисбаланс. (Полный текст см.
http://www.gata.org/node/8303) Почему правительства помогают банкам, а не гражданам
Когда мировая экономика рухнула в 2008 году, правительства спасли банки, которые и несли ответственность за крах. Ведь без банковских бумажных денег правительства не могли бы тратить гигантские суммы, которых у них нет.
Политики ищут власть, а банкиры – прибыль, и их сговор и является причиной сегодняшнего кризиса. Вам не следует удивляться сегодняшнему положению вещей, так как мотивы участников ясны, также как и последствия их действий.
Это исключительное время и, хотя не в наших силах то, что скоро случится, политики и банкиры также бессильны. Они сами обрушили потолок себе на голову, и нам следует быть за это благодарными, ибо без их падения мы бы остались в рабстве навеки.
http://goldenfront.r...ala-armageddona