К архитектуре масоны имеют почти самое прямое отношение. Первые «Вольные каменщики» были неграмотными строителями средневековых соборов — каменотёсами. Эти люди относились к рабочему классу, но в социальной иерархии стояли выше крестьян.
Их познания в астрономии и геометрии, основанные на изучении установленных господом в мире законов, позволяли им воздвигать святые храмы из грубого камня. Благодаря своей работе они получили привилегию свободно передвигаться по всей Европе и стали «Вольными каменщиками».
Масонские традиции равенства зародились на стройплощадках, где все называли друг друга «брат». В течение столетий их собрания проходили в ложах, на уровне — сооружении в центральной части ложи, символизирующем строительный измерительный инструмент. Отсюда и пошло выражение «на уровне».
«Готические соборы строились вольными каменщиками, приглашёнными по общему решению горожан. Они почти не имеют отношения к повседневной утилитарной архитектуре того времени, и в них каждая импровизация становится новым изобретением. В области механики строители преобразовали полукруглую римскую арку в высокую готическую так, чтобы нагрузки пришлись на наружный каркас здания. Тогда же, в XII веке, они изобрели аркбутан - наружную каменную полочку, в которой горизонтальное усилие распора перенесено со сводов на опорный столб, вынесенный за пределы основного объёма здания. Столб работает так же, как рука, если упереться ею в стенку. Этот принцип стал основным до изобретения стали и железобетонных конструкций.
Вертикальные и горизонтальные линии чертили с помощью рейсшины, соединяя их под прямым углом и уточняя правильность посредством системы отвесов и планок.
Члены возникшего намного позднее масонского ордена называли себя «франкмасонами». Первая часть этого названия тоже явно средневекового происхождения. Словом «франк» обозначались лица, освобожденные от несения определенных повинностей по отношению к феодальному сеньору, королю, а также городским властям
Союзы каменщиков были объединением строителей храмов. Весь мир представал перед ними как склад материалов и площадка для строительства.
Отсюда возникла и форма организации, и система тайных знаков и символов, с помощью которых члены этих по обычаю времени секретных союзов могли узнавать друг друга, отличать мастера от простого подмастерья или ученика
В годы наполеоновского господства на юге Италии возникли тайные общества «Каморра» и «Почтенное общество» (мафия), позднее превратившиеся в организации преступников.
озводимые ими соборы были не просто памятниками архитектуры. Это были символы Бога, Истины, Мироздания, открывающие для посвященных глубинные тайны бытия. И чтобы возводить их, эти масоны должны были обладать знаниями, позволяющими проникнуть в тайну Божественного замысла и надмирной гармонии. Наука о строительстве, архитектуре, геометрии виделась им как совокупность сакральных, эзотерических знаний, черпаемых сначала из Библии, а позже - из проникающих в Европу учений Востока, античности, Древнего Египта, Каббалы и прочих таинственных источников. На свою деятельность в пределах человеческих эти каменщики смотрели как на отражение того, что сам Бог, Творец, Великий Архитектор Вселенной осуществлял в масштабах космических, - они создавали порядок из хаоса.
Толчком для возникновения постоянных масонских лож послужил великий пожар Лондона 1666 года, уничтоживший четыре пятых деревянного города. Гигантский размах строительства по восстановлению столицы привлек сюда десятки тысяч каменщиков, объединенных в гильдии и братства и придерживающихся своих обычаев.
Строитель лондонского собора св. Павла не был архитектором по образованию. В Оксфорде, где учился Кристофер Рен, главным предметом изучения у него была медицина, но область его интересов выходила далеко за пределы анатомии и врачевания. Она включала в себя астрономию, математику, фортификацию, шлифовку линз, теологические проблемы, которые Рен надеялся решить с помощью математических расчетов. В 1681 году он становится президентом Королевского научного общества (на этом посту его сменит Исаак Ньютон). Своей славой великого архитектора Рен обязан великому лондонскому пожару.
В Италии Соан не только изучает классические памятники, но и завязывает знакомство с некоторыми участниками тура - своими будущими заказчиками и покровителями, в том числе с директором Банка Англии Ричардом Бознквистом. Через него он получает заказ на строительство зданий Английского банка, в 1788 году приступает к работе и создает огромный архитектурный комплекс - этот, как его называли, "город внутри города".
Постройка комплекса Банка Англии принесла Соану известность. Сам русский царь Александр I, когда он в 1814 году со своей сестрой герцогиней Ольденбургской посетил Лондон, пожелал познакомиться с этой постройкой, был проведен по всем помещениям и попросил Соана показать ему предварительные рисунки. Соан принес рисунки и подарил их императору. В профессиональном отношении Соан идет от успеха к успеху. Его избирают в члены Королевской академии, где он становится профессором архитектуры, назначают на высокие посты в английской строительной администрации.
Математика, считал Рен, есть ключ ко всем проблемам - все сотворенное может быть выражено в числах и, по его словам, "архитектура своим существованием целиком обязана математике".