Болгарский премьер Бойко Борисов «решительно попросил» у Еврокомиссии «ясной и категоричной позиции» по крупным энергопроектам, которые предполагается реализовать на территории Болгарии. В частности, вопрос его касался и проекта «Южный поток», который ранее хотела реализовывать Россия. Об этом он заявил на встрече с председателем Евросовета Дональдом Туском.
Болгария не оставляет надежды стать крупнейшим газораспределительным хабом в Южной Европе и на Балканах.
«Наша концепция строительства газораспределительного центра очень хороша, этот хаб принес бы пользу всем странам региона. Хотим получить заверение Еврокомиссии (ЕК), что проект полностью соответствует европейскому законодательству», – заявил премьер-министр Болгарии.
Борисов, в частности, обратил внимание Туска на «неопределенную ситуацию», которая до сих пор царит вокруг проекта газопровода «Южный поток». Болгарского премьер очень интересует позиция Брюсселя по этому вопросу, а также позиция еврочиновников в отношении перспектив другого проекта — строительства АЭС «Белене», которую должна была строить Россия.
Ранее Арбитражный суд при Международной торговой палате в Женеве принял решение компенсировать российскому «Атомстройэкспорту» ущерб в размере 620 млн евро в связи с прекращением проекта.
«Болгария как страна Евросоюза выполняет все свои обязательства, но также ждет, чтобы поставленные ею вопросы получали своевременные ответы. Все три проекта имеют существенное значение для реализации общей энергетической стратегии ЕС, основная часть которой связана с диверсификацией источников и трасс поставки (энергоресурсов — ред.). Ни один из трех проектов не является чисто болгарским, все они имеют значение для ЕС и требуют решений на уровне Европейского союза», – отметил Борисов.
Туск «отделался» общими фразами, гарантировав, что Болгария получит максимально быстрый ответ на все поставленные вопросы.
28 июня глава Минэнерго России Александр Новак заявил, что РФ снова готова приступить к реализации проекта строительства газопровода «Южный поток», но сделано это будет лишь в том случае, если в Брюсселе дадут гарантии о его востребованности в Европе.
А еще раньше, 7 июня, российский президент Владимир Путин сообщил, что Москва окончательно не отказалась ни от одного своего проекта — ни от «Турецкого потока», ни от «Южного потока». По обоим Россия ждет ясной позиции ЕС, который пока мечется между «российской энергетической угрозой» и планами осуществить «трудно осуществимое».
В начале этого месяца заместитель главы МИД Греции Никос Ксидакис сообщил, чтопроект «Южный поток», который должен был пройти по территории Болгарии, Сербии, Венгрии и рассчитанный на поставку в Европу 67 млрд кубометров российского газа в год, пока не умер, его еще можно реанимировать, хотя он и не включен в официальную повестку дня ЕК