На прошедшем 9 ноября 2015 года правительственном совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса военные продемонстрировали некоторые параметры океанской многоцелевой системы «Статус-6».
В нашей стране ведется разработка ударных систем, способных преодолеть любую ПРО. Одна из таких систем — «Статус-6» (ЦКБ «Рубин»). Причем речь идет о крупнейшем из когда-либо проектировавшихся дронов любого назначения.
По виду «Статус-6» напоминает очень большую торпеду, диаметр которой измеряется в метрах. На ее борту находится запас топлива, позволяющий преодолеть 10 тысяч километров на глубине до тысячи метров при скорости движения до 105 км/ч. Хотя такая огромная скорость и дальность для глубин более километра кажется довольно необычной, технически в них нет ничего невозможного. Нужный запас энергии торпеде должен придать бортовой атомный реактор.
В сопроводительном тексте к схеме дрона говорится, что его целью станет «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».
Таким образом, перед нами некий гибрид: дрон с дальностью в десять тысяч километров несет на борту не простой термоядерный заряд, но способный создавать зону длительного радиоактивного заражения, то есть близкий по параметрам одновременно и к ядерной, и к нейтронной бомбе.
Если создатели «Статус-6» действительно намерены уничтожать прибрежные города и делать необитаемыми обширные зоны вдоль побережья вероятного противника, то мощная многомегатонная боеголовка с рубашкой из дешевого урана-238 вполне может стать их выбором (трехступенчатый термоядерный заряд). В то же время нельзя исключить добавление в рубашку термоядерного заряда и кобальта или натрия.
Теоретически существуют средства дезактивации, позволяющие резко снизить уровень радиоактивного заражения, эффективно связав тот же кобальт-60. Однако проведение таких работ на больших территориях может занять значительное время — годы или даже десятилетия.
Более значимыми могут стать ударные и даже психологические возможности боеголовки «Статус-6». Взрывы мощностью в много мегатонн в случае городов, расположенных рядом с крупной гаванью, могут вызывать цунами значительной высоты, потенциально способные нанести существенные разрушения в прибрежной зоне. Базы ПЛ на американских берегах после такого удара будет непросто использовать по назначению.
Сложным будет и их перехват. При движении на глубине в километр торпеду теоретически можно заметить по шуму, однако ее перехват потребует от американских ВМС создания принципиально новых антиторпед особо большой дальности.
Создание и экспериментальная отработка компонентов «Статус-6» продлится до 2018-2019 годов, а государственные испытания относят к периоду 2019-2025 годов. В листе-презентации в качестве возможных носителей системы названы подводные лодки спецназначения «Белгород» (достройка советской К-139 под проект 09852) и заложенный летом 2014 года «Хабаровск» (проект 09851).