Интересные статьи:
США назвали претендентом на Курилы и Южный Сахалин
https://lenta.ru/new...9/01/22/treaty/
Соединенные Штаты, а также 47 других стран могут претендовать на Курильские острова и Южный Сахалин в случае признания Японией российского суверенитета над ними. Об этом старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков написал в материале для «Ленты.ру», ссылаясь на положения Сан-Францисского мирного договора 1951 года.
Исходя из его содержания, Токио отказался от претензий на Южный Сахалин и Курильские острова не в пользу Советского Союза, а вообще. При этом документ предусматривает следующее: если Япония договорится о мире с каким-то иным государством и даст ему что-то сверх того, что предусмотрено этим договором, она обязана будет дать то же самое всем остальным подписантам.
Так как Советский Союз не подписывал Сан-Францисский договор, а Россия — государство-продолжатель СССР, к ней это положение будет применено в случае подписания мирного договора с Японией. Учитывая, что признание суверенитета над этими землями трактуется как предоставление привилегий сверх Сан-Францисского договора, все страны-подписанты (в том числе США) получат право требовать передачи себе и Курильских островов, и Южного Сахалина.
Кузьминков подчеркивает, что нет документа или договора, по которому контроль этих территорий передавался бы Советскому Союзу. «Сегодняшняя Россия как государство-продолжатель СССР владеет ими не де-юре, а на исторических основаниях — потому что никто другой не предъявил своих претензий», — указывает он.
https://lenta.ru/art.../01/22/islands/
В 1875 году Россия признала японский суверенитет над всеми Курильскими островами до полуострова Камчатка в обмен на официальный отказ Японии от притязаний на остров Сахалин, однако в 1905-м, после поражения России в Русско-японской войне, по Портсмутскому мирному договору Японии отошла южная часть острова Сахалин, на который Япония вроде «не претендовала». Такая ситуация сохранялась до 1945 года, когда Советский Союз, выполняя обещание, данное союзным державам — США и Великобритании, вступил в войну с Японией.
Токио считает, что это было сделано в нарушение пакта о нейтралитете, однако это всего лишь попытка представить Японию жертвой нападения, вывести ее из блока агрессивных государств и подорвать авторитет СССР (и, соответственно, России).
Эти обвинения нельзя рассматривать всерьез: они абсолютно игнорируют ситуацию, сложившуюся тогда в мире. Остановка действия пакта о нейтралитете и вступление Советского Союза в войну против Японии были правомерны и вытекали из положений Устава ООН (статей 1 и 113), принятых на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, еще до вступления СССР в войну против Японии.
Именно в соответствии с Уставом ООН у Японии изъяли территории в качестве меры наказания за агрессию. И это зафиксировано в соглашении, принятом на Ялтинской конференции Иосифом Сталиным, Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом. Говорить в этих условиях о нарушении договора и вероломном нападении никак нельзя.
У Японии есть еще один аргумент: в Токио считают, что их страна не являлась одной из сторон Ялтинского соглашения и поэтому никак не связана этим документом. Но из виду упускается еще один важнейший момент.
Капитуляция и обман
В сентябре 1945 года в Сан-Франциско состоялась мирная конференция, окончательно положившая конец Второй мировой войне. На ней решалась судьба разгромленной Японии. В американский город съехались представители более 50 стран, в том числе Советского Союза.
На конференции была написана новая глава истории Курильских островов — Токио подписал документ, в котором черным по белому значилось: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Казалось бы, как можно требовать вернуть острова, отказ от которых документально зафиксирован?
Все просто: тогда Япония просто не считала Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир Курильскими островами. Премьер-министр Японии Ёсида Сигэру 7 сентября 1951 года заявил: «Острова Хабомаи и Шикотан являются частью острова Хоккайдо и были оккупированы Советским Союзом в одностороннем порядке 20 сентября 1945 года, вскоре после японской капитуляции». То есть Токио считал их частью Хоккайдо, а не Курил.
Позднее японское правительство добавит к ним острова Итуруп и Кунашир и будет настаивать на том, что эти четыре острова не входят в географическое понятие Курильские острова, а следовательно — не подпадают под определение Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору.
Кроме того, советская делегация участвовала в Сан-Францисской конференции, но поскольку ни одна из предложенных ею поправок не была принята, она мирный договор подписывать отказалась. Этим Токио тоже обосновывает свою правоту, хотя говорить о ней не приходится: Ялтинский договор Сталина, Черчилля и Рузвельта согласия Японии не предполагал, а Сан-Францисский договор она подписала, признала «полную силу всех договоров» и обязалась выполнять решения союзников.
Вместе с тем в Сан-Францисском договоре есть огромный подводный камень, который делает обсуждение принадлежности каких-либо островов Курильской гряды невозможным. В соответствии с этим документом, Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов просто, а не в чью-то пользу. При этом тот же самый договор предусматривает: если Япония договорится о мире с каким-то государством и даст ему что-то сверх того, что предусмотрено этим договором, она обязана будет дать то же самое всем остальным подписантам.
Иными словами, если Япония признает суверенитет России над Курилами и Южным Сахалином формально, то все 48 стран-подписантов (в том числе, например, США) смогут претендовать на владение ими.
Это связано с тем, что договор не определяет статус Курил и Южного Сахалина, а просто фиксирует отказ Японии. И сегодняшняя Россия как государство-продолжатель СССР владеет ими не де-юре, а на исторических основаниях — потому что никто другой не предъявил своих претензий.
Холодная война против советской теплоты
В 1956 году Советский Союз пошел навстречу Японии и добровольно согласился передать ей Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Однако Сан-Францисский договор предусматривал, что он должен быть подписан в течение трех лет, — Москва и Токио не успели, и обещание передать острова перестало действовать, а затем вообще было аннулировано в ответ на требование Японией еще двух островов и подписания нового договора о взаимном сотрудничестве и безопасности с США.
В начале 1960-х годов правительство Японии продолжило упорствовать: Токио сформулировал концепцию «исконно японских территорий». В соответствии с ней Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир не входят в состав Курильских островов и издревле принадлежат Японии. С тех пор для обозначения этих четырех островов было введено понятие «северные территории». То есть проблема этих островов была создана Японией искусственно, намеренно и самостоятельно, исходя из собственного извращенного толкования международных соглашений.
Но в ту пору шла холодная война, открытую поддержку территориальным притязаниям Японии к Советскому Союзу оказал Госдепартамент США, выступивший 13 декабря 1962 года с заявлением, в котором утверждалось, что южные Курильские острова являются «исконно японской территорией».
С момента заключения нового договора о безопасности между США и Японией — того самого, который заставил СССР отказаться от добровольной передачи Хабомаи и Шикотана, — Токио и Вашингтон стали рассматривать лозунг «возвращения северных территорий» как один из самых удобных рычагов, с помощью которых в японском обществе можно было нагнетать антисоветские настроения. Москва отказалась от добровольной передачи двух островов, Токио захотел сразу четыре — СССР и Япония сознательно пошли на взаимное политическое дистанцирование.