Чистая прибыль группы ВТБ за первое полугодие 2017 года составила 57,9 млрд рублей, увеличившись на 276% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные промежуточной аудированной консолидированной финансовой отчетности по МСФО приводятся в релизе банка ВТБ, головной компании группы.
Прибыль выросла «благодаря росту чистых процентных доходов, строгому контролю за расходами и снизившимся отчислениям на создание резервов на фоне продолжающегося улучшения качества активов», отмечают в банке.
Чистые процентные доходы выросли на 9,7% по сравнению с первым полугодием 2016 года, до 227,1 млрд рублей, в результате роста кредитного портфеля и увеличения доли высокомаржинальных кредитов физическим лицам. Чистые комиссионные доходы повысились на 17,8%, до 43,1 млрд, на фоне сильных результатов розничного и трансакционного бизнеса.
Совокупные расходы на создание резервов составили 76 млрд рублей (минус 26,1% в годовом выражении).
Расходы на персонал и административные расходы в первом полугодии выросли на 5,4%, до 122,6 млрд рублей. «В первом полугодии мы сохранили жесткий контроль над расходами, продолжая оптимизацию бизнес-процессов и организационной структуры группы, включая подготовку к предстоящему присоединению ВТБ 24 к банку ВТБ», — комментирует президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин.
В банке подчеркивают, что строгий контроль над расходами и синергия расходов от объединения бизнесов Банка Москвы и банка ВТБ в 2016 году помогли сбалансировать эффекты некоторых разовых расходов, связанных с реорганизацией дочерних банков группы в Европе.
В первом полугодии 2017 года кредитный портфель группы вырос на 0,3%, до 9 трлн 515,8 млрд рублей, в связи с ростом объема кредитов физлицам на 6,7% за первые шесть месяцев года. Объем кредитов юридическим лицам, хотя и сократился на 1,6% в целом за первое полугодие (до 7 трлн 194,2 млрд рублей), вырос на 1,3% во II квартале.
«Рост розничного кредитования группы ВТБ ускорился, портфель розничных кредитов увеличился на 6,7% в первом полугодии 2017 года и на 4,2% во II квартале 2017 года. Группа ВТБ продолжает наращивать долю на российском рынке розничного кредитования, который вырос на 3,5% и 2,9% за аналогичные периоды соответственно. Рыночная доля группы на 30 июня 2017 года составляла 20,2%», — отмечается в релизе.
Рост в первом полугодии по потребительским, ипотечным кредитам и кредитам по кредитным картам составил у группы 8,8%, 5,4% и 2,9% соответственно.
Доля неработающих кредитов в совокупном кредитном портфеле (включающем кредиты, заложенные по договорам РЕПО) на 30 июня 2017 года составила 6,3% против 6,4% на 31 декабря 2016 года. Покрытие неработающих кредитов резервами на 30 июня — 105,2%.
Объем средств клиентов увеличился в первом полугодии 2017 года на 15,8%, до 8 трлн 510,5 млрд рублей, в том числе объем средств юрлиц — на 24,3%, физлиц — на 3,6%. Доля средств клиентов в совокупных обязательствах группы выросла до 76,1% с 65,7% на 31 декабря. По состоянию на 30 июня доля группы ВТБ на рынке средств клиентов в корпоративном и розничном сегментах в России составила 23,3% и 11,2% соответственно.
Из сообщения ВТБ следует, что Почта Банк стал драйвером быстрого развития розничного бизнеса группы: в первом полугодии он привлек 1,1 млн новых клиентов, увеличив общее число клиентов до 4,4 млн. Региональная сеть выросла на 67%, до 10 534 точек более чем в 3,5 тыс. населенных пунктов, что делает банк вторым в России по величине розничной банковской сети.
Также в группе ВТБ подчеркивают, что она поддерживает высокие показатели достаточности капитала на фоне роста прибыльности. На 30 июня 2017 года коэффициенты достаточности капитала и достаточности капитала первого уровня составили 14,6% и 13,1% соответственно против 14,6% и 12,9% на 31 декабря 2016-го.
«Мы довольны сильными результатами, достигнутыми группой ВТБ в первом полугодии 2017 года… Данные результаты являются прочной основной как для достижения финансовых целей на 2017 год, так и для выполнения долгосрочных стратегических задач», — отметил Костин.
В числе прочего он подчеркнул, что группа «продемонстрировала ощутимый прогресс в росте комиссионных доходов и средств клиентов по всем направлениям бизнеса. Это улучшило структуру баланса и доходов и сделало их более устойчивыми».