МОСКВА, 28 сен — РИА Новости, Максим Рубченко. Сегодня в Брюсселе пройдет очередной раунд переговоров России, Украины и Европейского союза по транзиту газа. Предварительные консультации позволили представителям "Газпрома" и "Нафтогаза" согласовать ряд технических моментов, но главные противоречия никуда не делись. Чем может закончиться встреча — в материале РИА Новости.
Старые песни о главном
После предыдущих трехсторонних переговоров, состоявшихся 19 сентября, все стороны заявили о значительном прогрессе. Однако до итоговых соглашений еще далеко.
Глава российского газового холдинга Алексей Миллер в начале октября в очередной раз обозначил условия заключения нового транзитного договора. Первое — надо решить, на основе какого права действовать. Российская компания готова работать по европейским законам, украинская — пока нет.
Киев постоянно выражает приверженность правилам Евросоюза и предпринял ряд принципиальных шагов для того, чтобы соответствовать требованиям Энергетического пакета ЕС. Но Верховная рада только 18 октября приступила к обсуждению закона о выделении газотранспортной системы из структуры "Нафтогаза".
"Газпрому" же ничего менять не надо. "На протяжении всех последних лет мы работаем в соответствии с европейским законодательством, — подчеркнула зампред правления компании Елена Бурмистрова на прошлой неделе, выступая на Евразийском экономическом форуме. — Мы научились работать по нормам ЕС и с газотранспортными операторами, и с регуляторами".
Успеют ли украинские парламентарии принять закон до 1 января 2020 года, когда истекает срок нынешнего контракта, — неизвестно. У "Газпрома" и ЕС на этот счет большие сомнения, которые на сегодняшней встрече должны развеять представители "Нафтогаза".
Также "Газпром" настаивает на том, чтобы Киев сообщил, сколько российского газа Уквенных нужд. Девятого октября Алексей Миллер в беседе с уполномоченным правительства ФРГ по транзиту газа через Украину Георгом Вальдерзее пояснил, что "от этого зависит пропускная способность газотранспортной системы, которую "Газпром" будет готов поддерживать на российской территории".
Напомним: Украина прекратила закупать топливо у "Газпрома" в ноябре 2015-го года. В начале прошлого года Стокгольмский арбитраж постановил, что "Нафтогаз" обязан приобретать у российской компании четыре миллиарда кубометров газа в год по условию "бери или плати".
Однако Киев это полностью проигнорировал, продолжив закупать топливо у кого угодно, только не у "Газпрома". Так что в июле российской компании пришлось обратиться в международный арбитраж с иском к "Нафтогазу", в котором содержится требование компенсировать убыток в размере 2,1 миллиарда долларов.
Как отмечают эксперты, суд поддержит это требование с вероятностью, близкой к 100 процентам. Украинцы демонстративно не выполнили решение Стокгольмского арбитража и должны за это заплатить. Однако даже после иска "Нафтогаз" не возобновил закупки, и теперь его упрямство препятствует заключению нового транзитного контракта.
Шантаж и угрозы
Самая сложная проблема — взаимные судебные иски. "Россия считает урегулирование споров "Газпрома" и "Нафтогаза" в суде основой партнерства по газу с 2020 года и ждет ответа Украины на предложение о мировом соглашении", — отметил на прошлой неделе министр энергетики Александр Новак.
"Ждем от Украины изучения этого вопроса и оценки нашего предложения, потому что считаем, что это действительно основа для нормальных взаимоотношений в будущем, с 1 января 2020 года. Важно, чтобы были урегулированы все споры, иначе взаимодействовать будет достаточно сложно", — добавил он.
Однако Киев прекращать судебные баталии категорически оттельный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко пригрозил "Газпрому" новым иском на 11 миллиардов, если Москва не согласится с украинскими требованиями: заключить транзитный контракт на десять лет при условии прокачки не менее 60 миллиардов кубометров в год.
В Киеве уверены, что у Москвы нет других вариантов, поскольку в случае остановки транзита через Украину российская компания не сможет выполнить контрактные обязательства перед европейскими партнерами.
"Газпрому" придется прокачать через украинскую ГТУ как минимум 50 миллиардов кубометров газа в 2020 году, уверены в Национальном банке Украины. "Мы в своих оценках отталкиваемся от контрактных обязательств, объема хранилищ и того, когда будут введены в действие новые газопроводы в обход Украины", — пояснил заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб в минувший четверг.
Расчеты украинских аналитиков основаны на предположении, что "Северный поток — 2" не запустят в запланированные сроки. Укладка труб уже завершена в водах России, Финляндии, Швеции и Германии. Остался только датский участок протяженностью около трехсот километров — это работа на пять недель.
Однако Копенгаген не выдает разрешения на строительство, явно рассчитывая заставить "Газпром" заключить транзитный контракт на украинских условиях. По данным навигационного портала MarineTraffic, все суда-трубоукладчики, задействованные в строительстве СП-2, находятся в портах: Pioneering Spirit — на Тенерифе, Audacia — в Равенне, Solitaire 23 октября прибыл в эстонский порту Мууга.
Аналитики НБУ полагают, что в этой ситуации Россия без украинского транзита сорвет поставки странам ЕС и к многомиллиардным искам от "Нафтогаза" добавятся еще и претензии от многочисленных клиентов "Газпрома".
Такая перспектива, по мнению киевских стратегов, сильно пугает российских участников трехсторонней встречи и сделает их более покладистыми. Однако вряд ли очередная попытка шантажа принесет успех "Нафтогазу".
В резерве — "Маршал Василевский"
Ключевой фактор в транзитных переговорах — запас времени, которым располагает каждая из сторон. У "Газпрома" в этом смысле все в порядке: в европейских хранилищах — рекордные объемы топлива. Этого хватит, чтобы полностью обеспечить поставки в первые месяцы нового года.
Кроме того, в середине августа из Калининграда в Роттердам переместилась российская плавучая регазификационная установка "Маршал Василевский", способная закачивать в европейскую газотранспортную сеть более десяти миллионов кубометров газа в день. СПГ для "Маршала Василевского", скорее всего, предоставит "Новатэк" с ямальских месторождений. С поддержкой коллег "Газпром" сможет выполнять все коммерческие обязательства как минимум до середины следующего года даже без украинского транзита.
У "Нафтогаза" ситуация значительно хуже. В первую очередь — из-за обязательства к новому году перейти на европейские энергетические нормы, предусматривающие не только выделение газотранспортной системы в отдельную компанию, но и распределение мощностей на прокачку газа через аукционы.
Киеву с 1 января придется регулярно проводить аукционы на транзит, и "Газпром" как единственный потенциальный покупатель сможет выкупать их в нужных объемах. А по мере ввода в строй обходных газопроводов — снижать прокачку через Украину и экономить на транзитных услугах.
Сейчас "Нафтогаз" даже не упоминает об этих обязательствах, сосредоточившись на создании независимой газотадолго оттягивать аукционы не позволит Евросоюз, которому нужны гарантии бесперебойности поставок.
Слишком тянуть с разрешением на строительство "Северного потока — 2" у Дании тоже не получится: все понимают, что в конце концов Копенгаген заставят компенсировать убытки участникам проекта. И сумма увеличивается с каждым днем. Так что уже после нынешнего раунда переговоров датчане вполне могут сказать Киеву: мы сделали все, что могли, — дальше разбирайтесь сами.
Эксперты не ожидают, что сегодняшняя трехстороння встреча увенчается каким-либо прорывом. На предварительных консультациях 21 октября представители России, Украины и Еврокомиссии утвердили соглашение о взаимодействии между "Газпромом" и новым украинским оператором газотранспортной системы — компанией "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ) и методику установления тарифа на транзит газа.
Скорее всего, участники переговоров лишь утвердят эти документы и назначат дату следующей встречи. До конца срока действия транзитного договора остается 64 дня.
https://ria.ru/20191028/1560236462.html