На заседании 27 ноября украинская Национальная комиссия по вопросам регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) одобрила проект постановления о резком сокращении тарифов на услуги транспортировки газа по территории постсоветской республики. Глава НКРЭКУ Оксана Кривенко сообщила об этом посредством Facebook.
«Сегодня одобрили проект постановления НКРЭКУ, который предусматривает уменьшение более чем вдвое (!) тарифов на услуги транспортировки газа для точек входа и точек выхода. Новый тариф позволит повысить конкурентоспособность ГТС, открыть новые возможности для газодобытчиков и одновременно покрыть все операционные расходы оператора газотранспортной системы и обеспечить достаточный уровень прибыли для капитальных инвестиций», - сообщила Кривенко.
«С учётом всех вызовов, которые сейчас стоят перед нашим государством, такое решение является важным продолжением государственной политики в части укрепления энергетической безопасности», - отметила глава НКРЭКУ.
В итоге планируется снизить тарифы на услуги по транспортировке газа для всех трансграничных точек входа в ГТС с $12,47 до $6,04 за 1 тыс. куб. м в сутки без учёта НДС. Тарифы для точек выхода также будут резко снижены (в 1,5-2,1 раза). Для добывающих предприятий тарифы УТГ на точку входа в ГТС будут снижены ещё больше - в 3,3 раза.
Напомним, что после государственного переворота 2014 года новые власти Украины поступательно увеличивали тарифы ЖКХ на фоне обнищания широких масс населения. Кроме того, захватившая власть хунта отказалась от импорта российского газа напрямую, перекупая его у поставщиков из Евросоюза, что также отразилось на росте бюджетных расходов.
Одновременно «Газпром» продолжил строительство подводных газопроводов в обход охваченной войной Украины и намеревается не продлевать контракт на транзит российского газа в ЕС по сухопутному газопроводу через украинскую территорию. Ожидается, что основные объёмы транзитного газа пойдут через наземный газопровод, выкупленный «Газпромом» у правительства Белоруссии, а также по балтийским подводным газопроводам «Северный поток» и «Северный поток-2», к которым добавятся «Турецкий поток» (строительство подводного участка ве газотранспортные магистрали.
http://www.iarex.ru/news/62147.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Геополитика - геополитикой, а деньги любят счет
Никто не отрицает, что геополитические резоны в строительстве второй очереди газопровода по дну Балтийского моря есть и они велики. Настолько велики, что американские политики с самого первого дня всячески пытались сорвать его строительство, понимая, что с вводом в строй новой «русской» трубы энергетическая зависимость Европы от России возрастет еще на несколько процентов. Они также осознавали, что перерезать «газовую пуповину» потом уже не сможет ни организация очередного майдана в Киеве, ни в… Минске.
В октябре 2018 года министр энергетики России Александр Новак назвал окончательную стоимость прокладки трубы – $11 млрд. (при этом ресурсы самого «Газпрома» составят только половину этой суммы). Примерно столько же вложил российский газовый монополист в новые наземные газовые сети на территории России. При этом, примерно 60% из этих вторых $11 млрд. все равно надо было тратить, чтобы подсоединить Бованенковское месторождение (ресурсы которого используются для «Северного потока-2») до главной «украинской трубы». А значит, чистые затраты на обход Украины составили всего около $5 млрд.
Итак, можем начинать оценивать окупаемость для «Газпрома» его нового «обходного» проекта. Да, она напрямую зависит от тарифа на прокачку по «Северному потоку-2», которая пока не известна.
Но если принимать во внимание минимальную возможную цену даже в $2 за 100 км за прокачку 1000 кубов газа (а именно такой была цена действовала на первой «балтийской трубе в 2013 году), то на всем маршруте (а это 1220 км) она составит всего $24. Таким образом, с учетом прокачки 55 млрд. кубов, получается сумма «грязных» доходов в размере $1,32 млрд. Даже если вычесть операционные затраты, но минимум $1,2 млрд. $в год чистой прибыли «концессионеры» при этом получат. При этом прибыль «Газпрома» составит всего $600 млн. в год.
Если сложить $5 млрд. вложений в наземную инфраструктуру, плюс $5,5 млрд. вложений в СП-2. Равно $10,5 млрд. А это с учетом привлечения кредитных средств выводит проект на полную окупаемость «всего» за 20 лет.
Пока, согласитесь, не особо впечатляет. Но не спешим с выводами. Мы считали только прямые доходы и только по самому низкому из возможных тарифов, которые в будущем будут только увеличиваться. И уже на этом этапе можно сказать, что с учетом срока службы новой трубы в 50 лет, проект прокладки «Северного потока-2» является выгодным. Но главная денежная экономия «Газпрома» заключается в другом.
Косвенная прибыль в разы больше прямой
Главные деньги российский газовый монополист заработает на Украине. Вернее, не даст их заработать своему «партнеру»-конкуренту «Нафтогазу», аппетиты которого после второго киевского майдана резко выросли.
Используя свое монопольное положение, и имея за спиной поддержку Вашингтона, Киев с 2015 решил резко увеличивать стоимость транзита газа по своей территории, привязав это к переходу на так называемую европейскую систему ценообразования на транзитном газовом рынке (здесь считается не длина маршрута, а цена на точках входа и выхода в газотранспортную систему).
Для всех точек входа в ГТС Украины был установлен тариф в $12,47 за 1000 м3. Для точек выхода тарифы колебались от $16,74 до $32,16 за/1000 м3. Например, транзит газа от точки входа «Суджа» в Сумской области до точки выхода в «Берегово» в Закарпатье протяженностью в 1160 км, обходился «Газпрому» в $44,63 за 1000 кубов, что было уже почти вдвое выше «средних европейских тарифов». Далее, в 2017-18 гг. эти цены несколько корректировались в сторону повышения исходя из уровня роста операционных затрат ГТС Украины (до $33,76 на 2018 год на самой дорогой точке выхода).
То есть Вашингтон, блокируя строительство «Северного потока-2», не только пытался уменьшить продажи российского газа в Европе и освободить местный газовый рынок для своего СПГ, но и хотел переложить содержание киевского режима на плечи России.
Однако, не получилось и летом текущего года «Нафтогаз» впервые задумался о снижении цен на свои услуги, а вчера попросил НКРЭКУ вдвое снизить ставки на транзит для точек выхода из украинской ГТС.
Таким образом, только признание факта проигрыша Киевом и Вашингтоном сражения за СП-2 заставило «Нафтогаз» начать бороться за русский газовый транзит и резко (примерно на 30%) снизить его стоимость. И это можно также занести в доходы «Газпрома» от строительства новой газовой трубы по дну Балтийского моря. Причем их можно легко посчитать. Например, для 2019 года при транзите в минимум 80 млрд. кубов умноженных на среднюю цифру (так как часть его пойдет по южному маршруту) $14, получаем $1,12 млрд. в год.
То есть ежегодно «Газпром» будет получать прямой и косвенной прибыли с проекта в размере $1,75 млрд., что приводит к полной окупаемости его в течение 6 лет (или 6,5 лет с учетом банковских процентов). С 2020 года эта цифра несколько уменьшиться, но с учетом роста поставок не так сильно. И это только начало торгов. Главные баталии начнутся в следующем году. А Москву, с учетом ситуации на Украине, и вероятного прихода к власти Юлии Тимошенко, «плюс $1 млрд» могут и не удовлетворить.
https://rueconomics.ru/363773-priznanie-ukrainoi-i-ssha-proigrysha-v-bitve-s-severnym-potokom-2-privelo-naftogaz-k-neozhidannomu-resheniyu