Отправлено 18 июля 2010 - 21:58
Chevron спасет " Роснефть >": принадлежащие < ВР > < акции > еще не продаются, а покупатель уже найден
18.06.2010 19:17, Пескова Анна (Finam.ru)
Крупнейшая экологическая катастрофа в современной истории, произошедшая из-за аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе, уже обошлась британской < ВР > в $1,6 млрд, которые компания потратила на борьбу с разливом нефти. Кроме того, BP направит $20 млрд в специальный фонд для ликвидации последствий аварии. Для того чтобы получить необходимую сумму, компания продаст часть активов и откажется от выплаты дивидендов за первый, второй и третий кварталы 2010 года. А если понадобится, с BP потребуют еще денег, заявил президент США Барак Обама. Капитализация британской компании с 20 апреля, когда произошла авария, упала почти вдвое - до $100 млрд. Эхо событий в Мексиканском заливе докатилось до российского рынка: в том числе и на слухах о том, что BP может расстаться с миноритарным пакетом "< Роснефти >", < акции > российской компании вчера потеряли более 5,5%, возглавив список аутсайдеров торгов. Падение котировок "< Роснефти >" аналитики называют "спекуляцией на слухах" и предупреждают, что в ближайшее время волатильность может сохраниться в связи с неопределенным новостным фоном.
Chevron спасет 'Роснефть': принадлежащие ВР акции еще не продаются, а покупатель уже найден
< ВР > участвовала в IPO "< Роснефти >" в 2006 году, потратив около $1 млрд на приобретение 1,4% < акций >. По состоянию на 2008 год британская компания владела 1,2% < акций > "< Роснефти >", стоимость этого пакета сегодня составляет чуть более $840 млн. Для борьбы с последствиями аварии < ВР > намерена продать активы на $10 млрд. Участники рынка гадают - попадут ли в их число < акции > "< Роснефти >". Теоретически, "под угрозой" оказывается и ТНК-ВР, которой британская компания владеет на паритетных началах с консорциумом "Альфа-Аксесс-Ренова". Однако аналитики сходятся во мнении, что < ВР > вряд ли продаст < акции > своей российской "дочки".
Это подтверждают высказывания представителей компаний. Так, совладелец и исполнительный директор ТНК-ВР Виктор Вексельберг уверен, что решение о продаже доли в компании может быть принято BP в последнюю очередь. Другой совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман также называет продажу этого актива маловероятной. "Мы считаем < ВР > эффективным партнером и хотели бы продолжить сотрудничество с ними", - заявил он. Глава < ВР > в России Дэвид Питти сообщил, что < ВР > не будет требовать от своей "дочки" увеличивать дивидендные выплаты в связи с многократно возросшими из-за аварии расходами британской компании. Будущее < ВР > в России представляется Питти "очень хорошим и ярким", - цитирует его агентство Reuters. "У нас здесь успешный бизнес, мы инвестируем $4 миллиарда через ТНК-ВР", - отметил он. Инвестиции в < акции > "< Роснефти >" Питти также считает "очень успешными". Тем не менее, с этой компанией дело обстоит сложнее. "< Роснефть >" - прежде всего финансовая, а не стратегическая инвестиция для < ВР >, "а от финансовых инвестиций в таких ситуациях избавляются в первую очередь", и "если "прижмет", то эти < акции > будут в первом ряду стоять на продажу", отмечает руководитель аналитического департамента "Совлинка" Михаил Армяков.
Глава "< Роснефти >" Сергей Богданчиков заявил, что ему ничего не известно о планах < ВР > продать долю < в > "< Роснефти >". При этом продажа < акций > не нанесет никакого экономического ущерба российской компании, сказал он, уточнив, что сомневается в том, что < ВР > расстанется со своим пакетом.
Еще вчера высказывания менеджмента самой < ВР > относительно ее российских активов были полны неопределенности. Так, Дэвид Питти говорил, что у компании пока нет никакого конкретного рttp://www.finam.ru/analysis/forecasts010C1/[Р > не продавала и не будет продавать < акции > "< Роснефти >", что можно считать определенным позитивом для ее котировок. Тем не менее, ситуация с самой < ВР > пока не ясна: от компании могут потребовать увеличить затраты на ликвидацию последствий аварии, что представляется вполне вероятным сценарием развития событий. Так что вариант с "если прижмет" со счетов сбрасывать не стоит.
При этом наихудшим развитием событий для "< Роснефти >" может стать продажа пакета < ВР > "в рынок". "Это окажет очень большое давление на котировки российской компании. Но, на мой взгляд, ни один нормальный инвестор, и < ВР > в том числе, так делать не будет. Есть много различных способов продать этот пакет, не оказывая негативного влияния на рыночные цены", - говорит Михаил Армяков. По его мнению, в случае с < ВР > и "< Роснефтью >" "осторожная" продажа < акций > инвесторам вне рынка даже более вероятна, чем в случае с ConocoPhillips и "ЛУКОЙЛом". "Вполне возможно, что < ВР > все-таки продаст < акции > "< Роснефти >", и тут уже возникает вопрос - как она будет их продавать, - отмечает старший аналитик "Арбат капитала" Виталий Громадин. - Опасения вызывает то, что < ВР > будет продавать пакет в срочном порядке на рынке, а не стратегическому инвестору". "Я не думаю, что < у > < ВР > сейчас настолько плохая ситуация, что им срочно нужны деньги. А если такой срочности нет, то, скорее, они пойдут по пути, который, может быть, и более длительный, но принесет им заранее известную сумму. А тогда это будут специальные сделки", - считает Михаил Армяков.
К слову, новостной фон вокруг "< Роснефти >", которая сегодня проводит годовое собрание акционеров, в последние дни спокойным не назовешь: кроме слухов о продаже пакета < ВР > давление на котировки компании оказывают сообщения о возможной отмене нулевой экспортной пошлины на нефть с месторождений Восточной Сибири. Кроме того, вплоть до сегодняшнего дня не прекращались разговоры о возможном уходе Сергея Богданчикова с поста президента компании. Есть и позитивные новости: вчера "< Роснефть >" и американская Chevron подписали соглашение о совместном освоении участка недр "Вал Шатского" на шельфе Черного моря, а премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что государство готово оказать поддержку совместному проекту компаний. Аналитики не исключают, что в случае если сотрудничество будет успешным, Chevron может выкупить пакет < ВР > в "< Роснефти >", став тем самым "спасительным" инвестором. [url="http://www.finam.ru/analysis/forecasts010C1/"]http://www.finam.ru/analysis/forecasts010C1/[/url]